Дальний Восток прирастает углем и каботажем контейнеров.

15 сентября 2020

С докладом о последних трендах развития российских портов выступил на XV-м международном Форуме TRANSTEC 2020 в Санкт-Петербурге директор по развитию компании "Морстройтехнология" Сергей Семенов.

В целом в 2020-м году грузооборот российских портов, несмотря на кризис, продолжает расти. Основной рост заметен по массовым грузам. Лидируют нефть, нефтепродукты, уголь и кокс.

- По итогам семи месяцев 2020 года заметна устойчивая положительная динамика, но существует некоторое перераспределение потоков между бассейнами, - заявил Сергей Семенов.

Как отметил спикер, на протяжении нескольких последних лет прослеживается тенденция к тому, что Дальневосточный бассейн постепенно притягивает все больше грузов, создавая серьезную конкуренцию доминирующему Балтийскому бассейну. Среди лидеров роста – уголь, кокс, нефтепродукт; постепенно восстанавливается и просевший за последние годы контейнерный грузооборот.

Что касается российского транзита, который традиционно шел раньше через Украину и Прибалтику, то сейчас транзит наших грузов через Украину сошел на нет. Объем транзита через порты Прибалтики снижается не существенно, оставаясь приблизительно в объемах прошлых лет. На прибалтийском направлении, по словам эксперта, тоже доминируют массовые грузы – уголь, руда и тд.

Остановился эксперт и на особенностях перевалки некоторых стратегических видов грузов.

Одним из наиболее важным для российских стивидоров грузов остается уголь, который доминирует в грузовой базе практически всех бассейнов. Это единственный груз, перевалка которого в российских портах постоянно росла в течение 15 последних лет каждый год, в большей степени – в дальневосточном бассейне.

- Если Европа снижает потребление угля, то Дальний Восток его наращивает, - отметил представитель «Морстройтехнологии». – Такова особенность российского рынка – у нас экспортный грузооборот угля растет, несмотря на падение угольных цен на мировом рынке.

Крупнейшие угольные терминалы в стране принадлежат угольным компаниям. Рынок довольно концентрирован: 10 крупнейших терминалов осуществляют около 70% перевалки. Но при этом остальные 30% приходится на менее крупные терминалы, которых десятки (если считать все, даже с небольшими объемами). Среди лидеров по перегрузке угля – порты Кузбассразрезугля и порты СУЭКа.

- В целом по отрасли можно отметить две основные тенденции, - констатировал Сергей Семенов. - Во-первых, на Балтике сокращение грузооборота угля более заметно, чем на Дальнем Востоке. Во-вторых, специализированные кэптивные терминалы чувствуют себя лучше, чем независимые с универсальной технологией.

По мнению эксперта, обращает на себя внимание терминал порта «Тамань» ОТЭКО, который запустился не так давно, но смог дать большой процент прироста по углю как в 2019-м, так и в семи месяцах 2020 года. Из новых угольных терминалов Восточный порт дал прибавку практически на треть, запустив новую очередь. Постепенно реализуется порт «Вера», который планируется развить как крупный специализированный терминал.

Угледобывающая компания «Колмар» 11 сентября открыла угольный терминал в порту Ванино, и за четыре дня там уже погружены пять судов. Терминал все еще достраивают, налаживают и оптимизируют, но он уже начал работать вполне эффективно. Новый угольный терминал в порту «Тамань», запущенный в прошлом году, успешно работает и наращивает грузооборот.

Перевалка зерна, по словам Семенова, также остается растущим рынком. В основном это экспорт зерна в южном направлении.

- Интересно, что в России производство зерна развивается не в тех регионах, которые имеют хорошие климатические условия для его выращивания, а там, где лучше развита логистика, - констатировал эксперт. - Например, на юге у нас есть глубоководные зерновые терминалы в Туапсе и Новороссийске, более мелкие - в азовских портах, речных портах Волги и Дона.

Что касается грузооборота контейнеров, то сейчас Россия постепенно возвращается к докризисным объемам 2014-го года.

- Рост перевалки контейнеров заметен по всем бассейнам, - уточнил Сергей Семенов. – Основными лидерами здесь, как и раньше, остаются Санкт-Петербург, Владивосток и Новороссийск-Восточный.

По словам спикера, здесь возникла интересная особенность: Дальневосточный бассейн начинает перетягивать на себя часть грузопотока контейнеров, идущих в другие регионы России.

- И это вполне объяснимо, - уверен он. - Поток контейнеров в Центральную часть РФ идет именно с востока. Рано или поздно логистика находит более короткий маршрут через восточные порты и железную дорогу.

Еще одним примечательным трендов является существенное увеличение каботажа контейнеров в Дальневосточном регионе.

- Ни в одном бассейне нет такого высокого показателя по каботажу контейнеров, - отметил эксперт. - Показатели растут даже интенсивнее, чем экспортные и импортные. Это говорит о том, что внутренние контейнерные перевозки между дальневосточными портами очень востребованы.

В Санкт-Петербурге, где в конкурентной борьбе за груз участвует множество стивидорных компаний, какие-то терминалы увеличивают, а другие уступают свою долю рынка.

- Но конкуренция — это тоже серьезный стимул для развития и совершенствования портовых мощностей, - заключил Сергей Семенов.