На Форуме TRANSTEC 2020 обсудили развитие транспортных коридоров и увеличение транзитных потоков

15 сентября 2020

Более пятидесяти ведущих мировых экспертов транспортной отрасли, включая модераторов, выступили на заседаниях и дискуссиях в первый день XV Международного форума по развитию транспортных коридоров TRANSTEC, который открылся 14 сентября на двух очных площадках – в КВЦ «ЭкспоФорум» в Санкт-Петербурге и в Аналитическом центре при Правительстве РФ в Москве, – и в глобальном онлайн режиме. Именно этот уникальный «гибридный» онлайн-формат проведения крупнейшего российского и международного мероприятия позволил объединить специалистов, разбросанных, в силу эпидемиологической ситуации, по всему миру.

Обсуждения первого дня были сфокусированы на самых актуальных моментах отрасли. 

«Одним из важнейших условий развития экономики и обеспечения благосостояния населения сегодня является прямой доступ к транспортным артериям, соединяющим крупные товарные рынки с потребительскими. Для Киевской Руси таким был путь «из варяг в греки», а для стран Средиземноморья и Центральной Азии – проложенный еще в античности караванный Шелковый путь», - такое напутствие направил участникам Форума TRANSTEC 2020 Юрий Цветков, заместитель министра транспорта РФ. 

Он отметил, что сегодня развитие международных транспортных коридоров входит в число приоритетных задач для экономики страны. Важно обеспечить баланс между разными видами транспорта. 

Главная задача состоит в обеспечении максимальной синергии совместной работы и эффективности государственных инвестиций в транспортную инфраструктуру. 

Пленарная дискуссия форума TRANSTEC 2020 была посвящена развитию транспортно-транзитного потенциала России и выстраиванию международного взаимодействия в рамках международных транспортных коридоров.

В частности, к обсуждению в онлайн-режиме подключился генеральный директор КСТП Геннадий Бессонов, который, несмотря на кризис, констатировал рост железнодорожных контейнерных перевозок:

- Еще в начале этого года, в связи с начинавшейся тогда пандемией, мне был задан вопрос о том, как у нас будут обстоять дела с контейнерным транзитом через сеть ОАО «РЖД». И уже тогда, в феврале, я был уверен, что он вырастет. И оказался прав. Объемы транзитных контейнерных перевозок по сети РЖД в период с января по август 2020 года выросли на 33,7% по сравнению с тем же периодом 2019-го. Это очень серьезный показатель. К концу года мы планируем выйти на цифру 600 тысяч TEU, перевезенных транзитом.

Спикер подробно остановился на статистике. По его данным, объем транзитных контейнерных перевозок через территорию РФ за первое полугодие 2020 года по направлению Восток – Запад составил 67% от общего количества транзитных контейнерных перевозок через территорию России (222 177 TEU). Сообщение с Казахстаном и странами Центральной Азии – 22% (73 856 TEU). Объем транзитных контейнерных перевозок в направлении Китай – Беларусь – Китай через Россию составил 9% (29 537 TEU). Объем транзитных перевозок в направлении «Приморья-1,2» – 1% (3463 TEU), прочие направления – 1% (2355 TEU), а объем транзитных перевозок Север – Юг составил лишь 495 TEU, что практически равно 0 от общего числа транзитных контейнерных перевозок через территорию РФ. 

Общий объем контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай (за 6 месяцев 2020 г.) составил 220 218 TEU. Через Достык и Алтынколь – 201 278 TEU, через Замын-Ууд – 11 676 TEU, через Забайкальск – 7035 TEU, а через Гродеково – 82 TEU.

Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой выступил с презентацией на тему необходимости транспортно-экономического моделирования, которое необходимо для планирования инвестиций в условиях ограниченных ресурсов.

- Ни органы государственной власти, ни инвесторы, ни операторы транспортного не могут принимать верные решения, если они лишены возможности планирования. А любые планы, в свою очередь, строятся на основе используемых в отрасли моделей. Существующий сегодня в транспортной сфере модельный комплекс чрезвычайно сложен, так как на формирование грузопотоков действует огромное количество факторов, - признал Владимир Косой TRANSTEC 2020.

По данным опросов ООО «ЦЭИ», до последнего времени практически все грузоотправители, отправляющие груз по железной дороге, жаловались на отсутствие понятных алгоритмов принятия решения, каким именно образом заказывается перевозка. В последние годы РЖД, Трансконтейнер, ОТЛК и другие компании смогло добиться прозрачности процедур входа товара в их системы и выхода.

- Именно это стало основной предпосылкой серьезного роста грузовой базы, - констатировал Владимир Косой.

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр», доктор технических наук, профессор Российского университета транспорта Алевтина Кириллова перечислила актуальные меры, необходимые для повышения конкурентоспособности мультимодальных коридоров.

- Требуется создание комплексных логистических сервисов по конкретным маршрутом движения товаропотоков, синхронизация расписания движения поездов, минимизация их простоев подвижного состава на подходах к терминалам и пограничным пунктам пропуска, сквозные тарифные ставки, - считает Кириллова.

По мнению эксперта, создание и обеспечение эффективной работы международных транспортных коридоров в целях сохранения и развития единого экономического пространства России должны идти по следующим важнейшим направлениям. Во-первых, это Север – Юг (Северная Европа – Южная Азия). Именно это направление связывает Балтийское побережье России с Каспийским морем и использует транспортные системы Ирана и Индии. Во-вторых, Восток – Запад с использованием железнодорожных сетей европейской части России и Транссиба к портам Дальнего Востока. В-третьих, Северная Европа – АТР с опорой на Северный морской путь. И, наконец, Европа – Азия – Северная Америка.

Первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова отметила основные направления роста экспорта транспортных услуг и развития международных транспортных коридоров в Российской Федерации.

- Морской транспорт сегодня обеспечивает основной объем транспортировки грузов внешней торговли РФ, - сообщила Светлана Воронцова. - Через морские порты отправляется на экспорт около 90% нефтепродуктов, 84% зерна, 83% угля и кокса, 77% цветных металлов, 68% нефти, 64% черных металлов и 54% химических и минеральных удобрений.

Для роста экспорта транспортных услуг морского транспорта необходимо обеспечить предоставление судам под российским флагом исключительного права на перевозки экспортных грузов РФ, в первую очередь, нефти и нефтепродуктов, угля и кокса, сжиженного природного газа и зерна, на долю которых приходится около 85% от общего объема российских экспортных грузов, переваливаемых в морских портах РФ, считает вице-президент ГК «Транспортная интеграция». Законодательное закрепление приоритетного доступа судов под российским флагом к морской транспортировке ключевых грузов для внешней торговли РФ будет способствовать развитию грузовых перевозок на морском транспорте, росту экспорта транспортных услуг, увеличению количества судов под российским флагом и укреплению позиций отечественных судоходных компаний и расширению их возможностей для обновления флота. Также необходимо законодательное регулирования для снижения зависимости от иностранных перевозчиков и минимизации рисков, связанных с возможным применением санкций со стороны других стран в отношении Российской Федерации.

На экспертной сессии Форума TRANSTEC 2020 обсуждались вопросы финансирования инфраструктурных проектов и поиск вариантов сокращения последствий кризиса, в том числе с помощью механизмов государственной поддержки.

Формирование опорной сети узловых мультимодальных транспортно-логистических центров и возможные направления инвестиций стали предметом обсуждения в рамках круглого стола. Согласно утвержденному плану КПМИ, к 2024 году суммарная мощность введенных в эксплуатацию мультимодальных ТЛЦ, обслуживающих транспортные коридоры «Восток — Запад» и «Север — Юг», должна составить не менее 51,6 млн тонн. В России должен появиться опорный каркас из 10 ТЛЦ, инфраструктуру которых будут строить за счет частных инвесторов, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.

Представители регионов России смогли презентовать свои возможности и инвестпроекты по включению в систему МТК и интеграции региональных ТЛЦ в систему трансъевразийских коридоров в ходе заключительной питч-сессии дня, посвященной созданию объектов инфраструктуры транспортных коридоров.

Мероприятия, которые пройдут во второй день TRANSTEC 2020, 15 сентября, будут ориентированы в большей степени на портовую тематику. Программа дня включает три тематические сессии – о вопросах государственного регулирования деятельности портовой отрасли, правовых аспектах развития государственно-частного партнерства в развитии портовой отрасли и мировых тенденциях в управлении портовым бизнесом. Параллельно во второй половине дня пройдет VIII Международная конференция «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов».