V Евро-азиатская конференция по логистике прошла в третий, заключительный день международного форума TRANSTEC 2020

17 сентября 2020

V Евро-азиатская конференция по логистике прошла в третий, заключительный день международного форума TRANSTEC 2020. Соорганизатором конференции выступил Подкомитет по транспорту и логистике Комитета по международному сотрудничеству РСПП.

Конференция началась с Пленарной сессии на тему межотраслевой производственной связанности на пространстве коридоров «Восток – Запад», «Север – Юг», «Северный морской путь». В фокус дискуссии попал комплекс проблем развития транспортной инфраструктуры в контексте обеспечения экономической связанности Востока России.
В качестве основного спикера пленарной сессии выступил Валерий Крюков, академик РАН, директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской Академии Наук. Ученый, обратившийся к делегатам конференции в формате онлайн из Новосибирска, обрисовал основной перечень проблем развития транспортной инфраструктуры в контексте обеспечения экономической связанности Востока России. Он отметил оторванность Северного морского пути от Транссиба и БАМа, а также от ключевых сырьевых и промышленных баз Южной Сибири. Ученый констатировал, что сегодня в силу плохих логистических условий евро-азиатский транзит часто идет в обход юга России. Западная Сибирь, которая должна была бы стать связующим звеном между западом и востоком России, не выполняет эту функцию.
- Определяя общие подходы к формированию сценариев развития транспортной системы, необходимо учитывать существующие транспортные связи. При этом надо изучить вопрос сообщения между макрорегионами, границы которых часто не совпадают с федеральными округами, - убежден Валерий Крюков.
По мнению спикера, сегодня на востоке России возрастает роль предоставления наукоемких сервисных услуг, а также усиливается значимость сервисных компаний, которые обслуживают горно-рудную отрасль. Нарастает необходимость создания точек переработки поблизости от мест добычи. «В настоящее время стало крайне невыгодно, очень дорого транспортировать не переработанное сырье», - подчеркнул ученый.
Кроме того, он указал на необходимость возрождения и развития на востоке страны малой авиации.
- К сожалению, сейчас малая авиация находится в замороженном состоянии, - признал Крюков. - И это сильно сдерживает реализацию приоритетных проблем, решение которых необходимо востоку страны.
Профессор Федор Пехтерев, советник первого заместителя генерального директора РЖД, признал правоту первого докладчика, согласившись с тем, что связанность регионов страны в направлении запад – восток нельзя назвать удовлетворительной. Он подчеркнул, что важнейшими объектами РЖД являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, развитие которых – важнейший приоритет компании.
Роман Александров, директор департамента международного сотрудничества Минтранса РФ, остановился на теме координации представителей бизнеса, науки, новых технологий и законодательной власти при формировании системы международных транспортных коридоров:
- В моем понимании, коридоры — это связь между рынками, между целыми экономиками, - пояснил представитель Минтранса. - Надо отталкиваться от плотности населения, которое продуцирует грузопотоки.
Он отметил, что уже утвержден перечень из десяти международных транспортных коридоров. А созданная Правительством РФ Дирекция международных транспортных коридоров готова положить на бумагу эту крупную маршрутную сеть, оформив ее в качестве официального государственного решения. Впоследствии, в рамках этих маршрутов будут прописаны конкретные трассировки, для каждой из которых планируется создание индивидуального паспорта, разработка систему KPY, оценка существующих линейных регулярных сервисов и грузопотоков.
Профессор, д.э.н Юлия Зворыкина, член Общественного совета Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, поддержала мнение участников дискуссии о том, что при формировании сети МТК необходимо отталкиваться от грузовой базы. Она заострила свое внимание на трудностях стыковки Севморпути с грузовой базой Сибири и с другими транспортными коридорами.
- Действительно, перевозки на Юге Сибири сейчас идут только с запада на восток и с востока на запад, никакой связи с Севморпутем у грузоотправителей нет. Уже в этом году мы получим на этом направлении минус 20 млн тонн – потому что ушел уголь «Востокугля». А что мы будем иметь на СМП, когда в 2022 году будет введен углеродный налог, учитывая, что именно углеводороды здесь являются монотоваром? – Такой вопрос задала Юлия Зворыкина аудитории.
Она отметила, что Северный морской путь располагает инфраструктурой, которая в настоящее время недостаточно задействована, в частности, это ледокольный флот. Что касается восточной части СМП, то по ее словам, существует много проектов по увеличению его логистической привлекательности, однако их реализация упирается в отсутствие реальной инфраструктуры для круглогодичной навигации.
В заключение Пленарной сессии выступил Олег Дунаев, председатель Подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству, директор Центра «Стратегического развития логистики». Он выразил уверенность в том, что, вне зависимости от барьеров, рисков и прочих негативных факторов, таких как санкции и пандемия, все участники транспортного рынка Евразии будут ориентированы на рост благосостояния населения и процветание компаний.