V ежегодный форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация» прошел в рамках TRANSTEC 2020

15 сентября 2020

V ежегодный форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация» прошел в рамках TRANSTEC 2020

Первая сессия второго дня XV Международного форума по развитию транспортных коридоров TRANSTEC, который проходит с 14 по 16 сентября в Санкт-Петербурге, Москве и на онлайн-платформе, была посвящена вопросам развития морских портов России и госрегулирования деятельности отрасли.
Помимо глобальных стратегических задач и особенностей развития портового сектора, эксперты обсудили региональные проекты, перспективы и проблемы, связанные с их реализацией. Первым спикером мероприятия стала Виктория Федорова, первый заместитель гендиректора компании «Усть-Луга». Она рассказала об успехах комплекса, отметив, что они были бы невозможны без развития инфраструктуры, на которую делалась ставка в первую очередь. Кроме того, был четко прописан не существовавший ранее механизм взаимодействия государства и инвестора. К настоящему времени законодательная база уже полностью сформирована, что располагает инвесторов. «В нашем порту действует принцип: что построено за частные деньги, является частной собственностью, если только этот объект не относится законодательно к объектам государственной собственности. Если такие объекты строятся за счет частных средств на основании инвестиционных соглашений, мы привлекаем механизмы возвращения затрат инвестору», - подчеркнула Виктория Федорова.

Директор по развитию компании «Морстройтехнонология» Сергей Семенов обрисовал существующие тенденции развития российских портовых мощностей в целом. Он констатировал, что в целом в 2020-м году грузооборот российских портов, несмотря на кризис, продолжает расти. Основной рост заметен по массовым грузам, в частности, по нефти, нефтепродуктам, углю и коксу. Грузооборот контейнерных терминалов также постепенно восстанавливается и приближается к объемам 2014 года.

Генеральный директор АО «Особая экономическая зона «Лотос» Сергей Милушкин сообщил, что в ноябре 2020 года должно быть подписано постановление правительства РФ о создании новой портовой особой экономической зоны в районе морского порта Оля (Астраханская область). «Принципиальное одобрение уже получено, проект согласовывается в исполнительных органах РФ», - сказал он. Пока что будущая ПОЭЗ что имеет условное название «Каспий». Как только постановление правительства будет подписано, начнется работа по передаче земельных участков и их оформление в рамках всей портовой зоны «Каспий». После этого будут найдены инвесторы, готовые реализовывать на этой территории свои проекты.
Сергей Милушкин сообщил, что соглашение с первым инвестором уже подписано, им стала портовая логистическая компания ПЛК «Каспий», которая, получив землю, приступит к строительству терминальных мощностей.
- В 2020 году первые инвесторы должны получить статус резидентов, после чего они получат земельные участки в аренду на 49 лет и дальше начнут реализацию проектов по своим графикам», - сказал Сергей Милушкин. Он напомнил, что получение статуса резидента портовой экономической зоны будет способствовать получению налоговых преференций. - Это позволит привлекать инвестиции в создание современной портовой инфраструктуры в российской части Каспия, где пересекаются МТК «Север-Юг» и маршруты из Китая в Южную Европу.
По предварительным оценкам, перспективная грузовая база для перевалки грузов через портовые мощности ПОЭЗ оценивается в 19 млн тонн.
О заинтересованности иностранных компаний в реализации каспийского проекта заявил председатель Национальной ассоциации логистов Германии в России Мирко Новак. Еще в начале года группа транспортных специалистов из Германии посетила Астраханскую область для проведения исследования экономической целесообразности строительства портового-логистического комплекса на территории создаваемой портовой ОЭЗ. 
- Расположение проектируемого порта в Центральной Азии, где немецкие компании не только выступают поставщиками оборудования и продукции, но и локализуют свое производство, очень выгодно для нас, - подчеркнул Мирко Новак. - Поэтому нам важно, чтобы здесь заработал транспортный коридор, чтобы была построена современная инфраструктура. Мы готовы участвовать в процессе формирования всего этого комплекса. Мы видим большой потенциал этого проекта. Гамбурский порт хочет принимать участие в развитии МТК «Север-Юг» и хочет загрузить новый каспийский порт своими объемами.
Более того, он подчеркнул, что Германия с самого начала была заинтересована в расширении расширить этот МТК с учетом портов Гамбурга, Любека, Ростока. По словам немецкого специалиста, привлечение в качестве экспертов HPC – дочерней компании самого крупного терминального оператора в порту Гамбург (HHLA), - является первым важным шагом в этом направлении. Она реализовала более 1600 проектов по строительству, обслуживанию, проектированию портов по всему миру, а также занимается аналитикой. HHLA заинтересована в долевом участии в новом порту. Это участие может быть реализовано через дочернюю компанию HHLA International, которая уже приобрела акции в портах Одессы и Таллинна.
В рамках проекта планируется строительство двух терминалов ООО «ПЛК «Каспий» на двух территориях портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Астраханской области площадью 240 га. Терминалы должны быть введены в эксплуатацию в период 2022-24 годов.

Развитие транзита через остров Сахалин позволит заместить сокращающиеся доходы, которые получает регион от нефтегазового сектора, заявил заместитель генерального директора Корпорации развития Сахалинской области Сергей Завьялов. С этой целью планируется полная перестройка и модернизация АО «Корсаковский морской торговый порт». 
- Современные тенденции подсказывают, что пик нефтегазодобычи пройден, - заявил Завьялов. - Это заставляет задумываться о том, как возмещать выпадающие доходы региона. 
Географическое расположение Сахалинской области позволяет порту участвовать как в экспортно-импортных грузопотоках, так и и выступить в роли транзитного хаба контейнерных потоков из АТР в Европу. Важную роль в этом сыграет развитие Северного морского пути. Морской порт станет ключевым промышленным объектом города Корсакова, его планируют построить на базе действующего Корсаковского морского порта, созданного еще во времена присутствия на острове японцев.
Также Сергей Завьялов напомнил о туристическом потенциале острова Сахалин. «Если порт предоставит условия для безопасного приема пассажиров крупных круизных лайнеров (2–2,5 тыс. человек), это даст серьезный импульс развитию туризма в регионе», – добавил он.

Руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков выступил с обзором портовой и терминальной инфраструктуры в Арктической зоне РФ. По его словам, наибольшая активность работы морского транспорта наблюдается сегодня в западной части арктического морского транспортного коридора от Мурманска до Дудинки.
- На долю расположенных здесь портов в первом полугодии нынешнего года пришлось 99,96% общего арктического грузооборота РФ, - сообщил Юрий Чижков. – В том числе, 99,87% сухогрузов и более 99,99% наливных грузов.
Он отметил, что грузооборот портов напрямую зависит от уровня экономической активности в районе расположения терминалов. Основным драйвером развития портовой инфраструктуры является добыча и транспортировка нефти и газа. На 1 июля 2020 года на их долю пришлось почти 73% общего грузооборота всех арктических портов.  

Генеральный директор ИК «РЖД-Инвест» Иван Григорович рассказал о преимуществах концессий для осуществления портовых проектов. 
- Концессия – это именно та инвестиционная модель, которая обладает максимально широким спектром инструментов, обеспечивающих баланс интересов всех участников процесса, - подчеркнул он. По словам Григоровича, форма концессионного сотрудничества имеет массу плюсов. В частности, объединение в одном проекте инфраструктуры с разным статусом собственности, возможность создания и управления государственной собственностью на инвестиционных условиях, привлечение выгодных кредитов, разумное распределение рисков между государством и частным партнером, особый порядок получения земельных участков под реализацию проекта и т.д..