Деловая программа форума открылась пленарным заседанием. С приветственным словом к делегатам по телемосту обратился заместитель министра транспорта России Валентин Иванов.
Первая часть пленарного заседания была посвящена технологиям и сервисам мобильности логистики. Эксперты обсудили вопросы транспортной политики устойчивого развития в современных условиях, глобальные сдвиги в сфере перевозок и новые решения в ответ на текущие вызовы и ограничения.
Первый заместитель гендиректора РЖД Сергей Павлов сообщил, что железнодорожные перевозки по восточной ветке МТК «Север – Юг» с 2023 года будут осуществлять по льготному тарифу. На данный момент по маршруту запущен регулярный контейнерный поезд.
«Сейчас мы с представителями Казахстана, Туркменистана, Ирана ведем системную работу для того, чтобы обеспечить бесшовность всего сервиса. Уже договорились о льготах по тарифам. Для того чтобы с нового года наши грузоотправители пользовались единым сквозным тарифом на всем протяжении этого маршрута».
В качестве зарубежного гостя в дискуссии принял участие губернатор провинции Исфахан (Иран) Реза Мортазави.
Председатель совета директоров Дальневосточного морского пароходства (головная компания FESCO) Андрей Северилов рассказал о планах по созданию хаба в Республике Татарстан.
«Мы подписали соглашение о намерениях с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым и будем создавать региональный хаб, который может быть интересен тем, что там будут обрабатываться грузы, поступающие не только с железной дороги, но и по реке. Мы просчитываем возможности сбора грузов из разных регионов, доставки их по Волге в Каспийское море с подключением к МТК «Север – Юг». Для реализации планов важно увеличивать флот, в том числе за счет судов класса «река-море», и развивать инфраструктурные мощности на Каспии».
Участники второй части пленарного заседания рассмотрели инновационные технологии логистики в системе международных транспортных коридоров. Среди главных тем – обеспечение мобильности цепей поставок на отраслевых рынках в новых экономических условиях, сервисы для организации бесперебойности поставок товаров и услуг для потребителей.
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин представил логистические проекты, реализуемые на ОЖД как ключевом звене международных транспортных коридоров на евразийском пространстве.
«Мы сформировали целую систему бизнес-проектов по всем основным логистическим коридорам и направлениям. Ее особенностью является гибкость – мы можем использовать наработанную базу как конструктор, компонуя разные логистические решения под конкретные запросы клиентов. На данный момент в нашем портфеле насчитывается более 30 транспортно-логистических проектов».
По итогам пленарного заседания модераторы – председатель подкомитета по транспорту и логистике комитета РСПП по международному сотрудничеству Олег Дунаев и управляющий партнер компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, – а также заместитель гендиректора по коммерческой деятельности АО «РЖД Логистика» Сергей Левин и начальник ОЖД Виктор Голомолзин приняли участие в пресс-подходе.
На сессии «Мобильность логистики в промышленности» были подняты вопросы управления мобильностью международных цепей поставок, роли базовой инфраструктуры для повышения эффективности цепей поставок, а также развития технологий мобильности в логистике промышленных компаний. Участники обменялись опытом и лучшими практиками применения бесшовных технологий в организации мультимодальных поставок в интересах промышленных предприятий.
В ходе сессии «Мобильность пространственной связанности Северо-Западного региона» обсуждались инструменты повышения эффективности взаимодействия различных видов транспорта в регионе, а также способы формирования межотраслевой партнерской сети распределительного центра Санкт-Петербург в связанности с международными хабами в АТР, на Ближнем Востоке и в странах Латинской Америки. Участники выступили с инициативой о создании Центра Северо-Западного транспортно-логистического кластера по переходу к инновационной мобильности сервисов международной торговли и интеграции сетей поставок в глобальные, национальные и региональные цепочки создания стоимости.
Участники сессии «Технологии логистики в развитии новых маршрутов на МТК «Восток – Запад» и их доходность» предложили варианты выстраивания сетевого экономического сотрудничества бизнеса, государственных структур и научно-учебных комплексов по маршруту коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока. Среди них – развитие платформенной клиентоцентричной бизнес-модели в сфере международной логистики, формирование единой цифровой платформы для информационного обеспечения участников логистических цепей, создание постоянного экспертного совета по развитию в сфере логистики при общественных организациях и объединениях.
На сессии «Развитие транспортного комплекса для достижения технологической устойчивости» прозвучали предложения к Минтрансу России обеспечить проведение работ по научному обоснованию технологической устойчивости рынка транспортно-логистических услуг, разработке дорожной карты, исследованию проблемных вопросов в условиях санкционного давления и мобилизационной экономики. По мнению участников дискуссии, важно определить экономически обоснованную географию расположения сухих портов в увязке с прогнозными объемами перевозок по международным транспортным коридорам.